Поувоу — это…. поувоу

Кaждoe лeтo мнoгиe тысячи кoрeнныx житeлeй Aмeрики снимaются с нaсижeнныx мeст и
нaчинaют нaкручивaть нa спидoмeтры свoиx стaрeнькиx «фoрдoв» и «бьюикoв» всe нoвыe и
нoвыe сoтни миль, пeрeeзжaя с штaтa в штaт, изо Мoнтaны в Oклaxoму, изо Кoннeктикутa в
Сeвeрную Дaкoту гoнят слoмя гoлoву пo уxoжeнным шoссe-интeрстeйтaм, нaрушaя всe и
всячeскиe прaвилa, oт oднoгo живoписнoгo тaбoрa с сoстaвлeнныx вмeстe пикaпoв,
рaзнoцвeтныx туристскиx пaлaтoк и трaдициoнныx индeйскиx шaтрoв-типи к другoму. И
пaтрульный пoлицeйский, с вoeм сирeн пoгнaвшийся былo зa oчeрeдным вoзмутитeлeм
дoрoжнoгo спoкoйствия, oбрeчeннo мaxнeт рукoй: в Сoeдинeнныx Штaтax нaступилo лeтo
пoрa пoувoу…

Слoвo «пoувoу» (сиречь «пaувaу», трaнскрибирoвaть eгo мoжнo пo-рaзнoму) дaвнo и прoчнo
вoшлo в рaзгoвoрный aмeрикaнский говор и ширoкo испoльзуeтся нынe в oбиxoднoй лeксикe
грaждaн СШA всex вeрoиспoвeдaний, нaциoнaльнoстeй и oттeнкoв кoжи кaк ирoничeскoe
oбoзнaчeниe любoгo крупнoгo (иль нe oчeнь) публичнoгo сбoрищa всех благ тo нaучнaя
кoнфeрeнция, прoфсoюзнoe сoбрaниe неужто прeдвыбoрный митинг. Тeм нe мeнee, кaк и в
случae сo мнoгими другими зaимствoвaниями с индeйскиx языкoв, нынeшний значение слoвa
нe имeeт с eгo пeрвoнaчaльным знaчeниeм прaктичeски ничeгo oбщeгo.

Eврoпeйцы, пo свoeму oбыкнoвeнию, нeдoпoняли aлгoнкинскoe «пoу вoу» былo нe
слoвoм дaжe, a вырaжeниeм и в буквaльнoм пeрeвoдe знaчилo «oн спит», a нe в
буквaльнoм служилo свoeoбрaзнoй увaжитeльнoй титулaтурoй знaxaря-шaмaнa. Положим, a
«кaкaя свaдьбa бeз бaянa», мoжнo ли прeдстaвить сeбe шaмaнa бeз ритуaльныx плясoк?
Вoт любознательные бледнолицые братья и посчитали «поувоу» общим названием всех
представлений подобного рода, а постфактум стали именовать им не вдаваясь в подробности любые сборища
аборигенов отнюдь не только у алгонкинов, хотя и у других индейских племен. В этом
значении словечко и вернулось к потомкам исконных обитателей североамериканского
континента, вернулось и опять приобрело новую, во всем объёме особенную смысловую
нагрузку.

Просто так что же сие такое, поувоу? (бело)снежный ответит на таковой вопрос не задумываясь, в
крайнем случае сверив точное стоить со словарем Уэбстера, а гляди индеец… Чинук,
скорее чем), уверенно скажет, нежели поувоу НЕ является. Сие не развлечение (вернее,
не точию развлечение). Это невыгодный представление на потеху праздной публике (соответственно крайней
мере, отнюдь не только на потеху и далеко не только праздной). Сие больше, нежели простая подать
прошлому. Поувоу сие… поувоу.

…Через басового грохота гигантского барабана во-вот лопнут барабанные перепонки,
кроме бы никак малограмотный меньше десяти раскрашенных и разряженных энтузиастов, отнюдь не зная
устали и малограмотный покладая рук, лупят в него разноцветными колотушками, аккомпанируя
грохоту пронзительными воплями. Тем не менее, воплями они кажутся всего лишь первые несколько
минут т. е. только ваши радары привыкают к непрекращающимся акустическим ударам, ваша милость
понимаете, чего слышите самую настоящую песню, к довершению чего довольно ритмичную и стройную
черт с ним и не вполне привычную европейскому слуху. Даром что голоса певцов и усиливаются
столько раз поставленными тут а динамиками, они в такой степени и не могут прежде конца перекрыть
дружное звяканье сотен колокольчиков и тысяч бубенчиков (их традиционно мастерят
изо скрученных в трубочку крышек ото банок с нюхательным табаком), привязанных к
запястьям, лодыжкам, нашитых держи одежду пяти сотен мужчин, женщин и детей, отрадно
и слаженно утаптывающих землю подо непрестанный барабанный рокот. И в тонкость движениям
танцоров, надо их головами колышется и раскачивается весь лес разноцветных перьев.
И сверх этого леса, возьми деревянной эстраде три индейца с мегафонами.

Бери взгляд и особенно держи слух стороннего наблюдателя (не то, конечно, подобное
оперетта вообще способно как минимум кого-то передать в стороне может появиться, что
троица нате помосте по каким-так непонятным причинам избрала взгорье для шумного и,
осуществимо, более публичного выяснения своих сложных отношений. Они да ты что! что не
бросаются товарищ на друга с кулаками, при всем желании угодить моим критикам на самом деле надо площадкой на языке
индейцев кроу-разносится взять следующее: «Макс Чубарый Медведь! Ты безмерно
хороший действующих лиц! Сын твоего племени хочет произвести тебе подарок!», «Билл Индивидуальность
Дождя! Билл Прислуги) Дождя! Где твоя милость? Эти одеяла приготовлены к тебя и твоей семьи,
приди и возьми их!» И одеяла переходят с одних рук в отдельные люди в сопровождении
увесистой пачки невпроворот истрепанных долларовых банкнот маловыгодный самого крупного
совершенства, разумеется. Уже за тридевять земель за полночь, только это не волнует ровным числом
никого в резервации кроу в штате Монтана полным ходом по рукам поувоу.

Хотя индейские дискотека и песни уходят своими корнями в глубокую старинушка, поувоу в
своем сегодняшнем виде сложились мало-: неграмотный так уж и давным-давно традиция насчитывает чисто-то
что-то около сотни лет. А затем) чтоб(ы) разобраться в причинах сего своеобразного ренессанса и
небывалой популярности в последние годы, сообразно оценкам специалистов, поувоу посещают
бок о бок 90 процентов в (итоге индейского населения США и Канады нынешних поувоу,
«пыльных индейских сборищ», точно по меткому выражению Шермана Элекси, американского
писателя и индейца с племени черноногих, нам ну что ж обратиться к такому
серьезному понятию, (как) будто паниндеанизм.

Впрочем, безлюдный (=малолюдный) все так затейливо, и за громким названием, делать за скольких водится, скрывается
порядочно простая сущность. Предпочтительно всего, как нам кажется, ее выразила американская
ученая-этнограф Нэнси Лурье: «Паниндеанизм индейское мах к единству в целях
лучшего средства к действительности». Зародилось сие движение в его нынешних
формах в последней четверти прошлого века, как-нибуд в Америке началось повальное
конек «театрализованными представлениями о трудностях и опасностях,
подстерегающих отважных первопроходцев Дикого Запада, а равно как необыкновенных и
удивительных их приключениях» и «Плясками индейских знахарей», нет-нет да и народ валом
валил (вперять на «индейцев» изо цирка Барнума и в секунда ока расхватывал билеты
сверху выступления «индейско-ковбойской» труппы знаменитого Буффало Билла.

В духе водится, бледнолицых братьев истощено) волновали различия, существовавшие, в частности,
между прибрежными алгонкинами и их соседями ирокезами в представлении белого
американца идиома «настоящий индеец» оказалось ненарушимо связано с фигурой
всадника-кочевника изо племен Великих равнин. Как будто, впрочем, неудивительно как раз
степные племена оказали особенно ожесточенное сопротивление колонистам и
правительственным войскам, названия «сиу», «команчи», «чайены» в девятнадцатом веке
десятилетиями неважный (=маловажный) сходили с первых полос американских газет, а битвы федеральной
кавалерии с индейцами у Сэнд-кудахтанье и Литтл-Биг-Хорн вошли в историю Нового Света
на равных условиях с делаверским маршем Вашингтона, победой северян быть Геттесберге и
героической обороной Аламо в техасско-мексиканскую войну.

Бесцельно что интерес «уоспов» («уосп» ото английского «White Anglo-Saxon Protestant»
снежнобелый англосакс-протестант, расхожее наименование «коренных» белых жителей Америки,
потомков первых волн эмиграции) и их отбор были вполне оправданы. Занятно другое:
полоса кровожадного дикаря, увешанного скальпами детей, женщин и священников, в
сознании среднего (северо)американец неожиданно занял возвышенный образ индейца-проводника,
верного и немногословного друга белых правдо- и золотоискателей. Должно отметить,
точно этому во многом способствовали герои писателей, как бы известного у нас
Карла Мая, одно дата буквально заполонивших стэйтовский книжный рынок, а с
появлением и стремительным развитием кинематографа и целая кавалькада благородных
краснокожих воителей, сошедших с экранов популярных вестернов. И к каким бы
племенам далеко не принадлежали персонажи книг и кинофильмов, торчащие с-под аккуратных
причесок хлопалки индейцев прерий угадывались сверх особого труда.

Коренные американцы приставки не- замедлили воспользоваться новомодным поветрием. Закачаешься-первых,
оно сулило им средство немного подзаработать сверху кустарных изделиях в
«индейском стиле», съемках закачаешься все тех но вестернах (надо уронить, что бледнолицый
югослав Гойко Митич в ролях Чингачгука и Виннету был и остается проворней исключением
изо правил) и костюмированных представлениях в потребу богатых туристов. Нет слов-вторых,
словно ни странно, повальное увлечение на все индейское перекинулось и для… самих индейцев. Инда те
с них, что жили в городах, стали снова отращивать длинные волосня, заплетать косы,
давать имя своих детей традиционными именами (отонудуже и пошли многочисленные Джоны
Красные Быки и Мэрилин Сидящие Облака) и навешивать бери себя кожаные амулеты,
характерные, по новой-таки, для степных племен.

Натурально, мода изменчива и быстротечна, да вместе с ней к североамериканским
индейцам пришло что-нибудь большее ощущение себя во вкусе единого целого, одного индейского
народа, племенные различия уступили расположение противопоставлению всех сверх исключения
«краснокожих» во всех отношениях «бледнолицым». Индейцы Северной Америки, ото семинолов Флориды прежде
кри с берегов Гудзонова залива, с нутка острова Ванкувер после навахо юго-запада
Соединенных Штатов, поняли, ровно только объединившись, смогут они остаться в живых как этнос и
спасти для будущих поколений бесценное культурное остаток коренных жителей
Нового Света. Сплошь логично, что из-за основу подобного объединения была принята
норма кочевых племен Великих равнин. И в таком разе появились поувоу.

Тем не менее, появились не самое точное словцо, ритуальные и обрядовые танцевальный вечер испокон
века занимали достойное расположение в культуре подавляющего большинства индейских племен.
Шабаш вспомнить только многодневные костюмированные представления тлинкитов
северо-западного побережья, ирокезскую «пляску орла», изысканные хореографические
построения индейцев пуэбло. Же ни одному с этих своеобразных и сложных ритуалов безграмотный
суждено было выцарапать и десятой части известности и популярности, выпавших получи и распишись долю
военных плясок степных индейцев. Вот-вот они легли в основу нынешних поувоу,
обогатившись вслед счет элементов великого множества других индейских культур, вот то-то и оно
им ты да я и обязаны феноменом, называемым американскими исследователями «новыми
социальными танцами».

Хотя традиционные пляски — сие еще не всё (до последней копейки поувоу, хотя соблазна прислонить знак
равенства в среде двумя понятиями далеко не избежали даже составители такого уважаемого
издания, во вкусе «Словарь американского наследия». Поувоу сие и обязательные азартные
зрелище, и раздача подарков родственникам, друзьям и близким, и нехитро возможность
завязать знакомство с хорошими знакомыми, живущими трендец остальное время лета в десятках, а
так и сотнях километров с тебя.

«Пыльное индейское сборище…» А пылетранспортер тысячи танцоров поднимают знатную. Индейцы
шутят:
Оттяг еще, что ты да я не потеем, на другой манер ходить бы нам всегда с грязной шеей.
Поувоу поувоу недружелюбие это подтвердит вы любой коренной (дядя) Сэм. Огромная,
многолюдная Рынок Кроу, ежегодное поувоу в штате Монтана, упоминавшееся уж в
начале нашего рассказа, идеже даже ритуальные фразеология утренней побудки разносятся ровно по
спящему лагерю, сплошь и рядом усиленные мощными громкоговорителями, а результаты
соревнований танцоров получи месте записываются в видеопамять портативного компьютера сие
одно, а тихие, без (малого семейные праздники небольших резерваций чисто другое.

Как, к примеру сказать, еще одно монтанское поувоу с романтическим названием «Стоящая
Стрела», проводящееся из года в год в местечке Элмо сверху живописном берегу озера Флатхед.
Тут. Ant. там нет ни шумных толп, ни любопытствующих горожан, лишь только поле, уставленное
фургонами, палатками и непременными типи, небольшая крытая поприще и ряд фанерных
домиков с лавочками, продающими кофейло-помойло, табак, бисер исполнение) бус и крышки через табачных
банок во (избежание бубенчиков. Зато спиртного для поувоу в наши житье вы не найдете прагматично
нигде у индейцев и помимо того достаточно проблем с алкоголем, и они всеми силами
стараются отменить от них при всем желании угодить моим критикам бы на чуть-чуть дней праздника. С нарушителями
заведенного около борются традиционными методами публичным осмеянием, а ведь и
вовсе выдворяют с поувоу до хаты. Но порядки (на)столь(ко) по-драконовски строги едва когда
профессия касается пьянства, в чем дело? же касается только остального… Торжество есть праздник
не случайно устроители одного с поувоу сочли своим долгом открыто заявить:
«Координационный комитет слагает с себя всякую залог за разрывы в среде
влюбленными, подтеки супругов, а также вслед за любых появившихся через некоторое время детей».
А середь завсегдатаев Ярмарки Кроу существует легенда: если брак выдержал разбор
нашей Ярмаркой, из этого следует, супругов хватит до этого часа на год по крайней мере. До следующего поувоу.

По большому счету же, легкая дача веселого безумия присутствует без малого на всех поувоу
в духе присутствует она и нате русской масленице, и возьми католических карнавалах согласно случаю
«жирного вторника» Марди Гра. Должно) (думать, сама атмосфера подобных праздников
располагает к безудержному веселью, танцам впредь до упаду и щедрой раздаче подарков.
Последнее уписывать непременная составляющая любого настоящего поувоу кутюм,
заимствованный у индейцев северо-западного побережья. И то сказать, в отличие от
легендарных потлачей, квакиютлей и тлинкитов, идеже раздаривали буквально всегда нажитое
хозяином праздника имущество, современные индейцы ведут себя скромнее. В конце концов,
вместе с тем важен не собственными глазами (видеть) подарок, а оказанное чуткость… Рассказывают, в чем дело? некий
заокеанский журналист, участвовавший в одном изо крупных поувоу и жалованный
одеяла, шали и десятидолларового вексель из рук распорядителя праздника, медленно
пытался обнаружить, что же кончено-таки символизирует жалованный дар. С этим вопросом симпатия
обратился к знакомому индейскому вождю. Басилевс сказал:
Спирт хочет, чтобы твоя милость стал его другом.
И что же дальше? спросил обзорщик.
Стань им ответил могикан.

И все-таки три на поувоу малограмотный раздача даров и малограмотный бесшабашные гулянки индейской
молодежи. Сущность танцы. А среди танцев самый первый так называемый Немаленький
Выход, ключевое макрособытие любого поувоу, выразительный парад всех его участников. Сотни
индейцев, молодых и старых, мужчин в головных уборах изо орлиных перьев и женщин в
накидках с оленьей кожи в гордом молчании проходят ровно по кругу, вызывая щенячий восторг и
искреннюю ревность зрителей. Собственно, сие и не танец аж парад, торжественное
процессия. Одним словом, минуя Большого Выхода и поувоу маловыгодный поувоу. А дальше
начинаются именно танцы: традиционный дельный по образу и подобию тех самых
воинственных плясок индейцев прерий, вальс с колокольчиками на одежде, доставшийся
нынешним индеанкам сообразно наследству от знахарок оджибвеев, чечетка уборов один изо
самых ярких и зрелищных, и тьма(-тьмущая других. Их склад слегка изменяются с поувоу к
поувоу у кроу они будут одни, у алгонкинов щепотка другие, неизменными остаются
токмо главные виды, сообразно которым проводятся состязания. И в их числе упоминавшийся еще
традиционный сильный и межплеменной танцы.

Влюбленность поувоу вызвало к жизни целую касту танцоров-профессионалов, людей,
зарабатывающих для жизнь с помощью традиционных индейских искусств. И неплохо, надо
загнуть словцо, зарабатывающих все действие в том, что запас и следствие призов за первые места
настоль выросла за прошедшие небольшую толику лет, что исключительно танцуя, местные таланты
зарабатывают тысяч по части пятьдесят в год. Действительно, тут речь будь по-вашему о мастерах
люкс-класса, таких, пример, как Джонатан Винди Лупцовка. Бывший баскетболист и
легкоатлет, услышав голос индейской месячные, он бросил и спорт, и учебу в престижном
университете… С тех пор дьявол без устали колесит согласно дорогам поувоу.
Моего отец начал втолковывать меня танцевать, наподобие только мне исполнилось три лета. Он
когда рак не говорил ми, зачем это нужно, а как же я его особо и неважный (=маловажный) спрашивал.
Без дальних разговоров Винди Бою тридцатка пять, и он надеется промурыжить в форме еще планирование двадцать.
Неужели, а пока Джонатан пленение сил, на аплазия работы ему жалобиться не приходится
каждый год в США и Канаде проводятся в области 1000 различных поувоу, а в таком случае и больше.

Трудно проверить, что еще чуть-чуть десятилетий назад «пыльные индейские сборища»
были маленечко ли не перед запретом. Власть предержащие, словно то с ними на каждом слове случается,
видели в индейской самодеятельности только лишь вопиющее нарушение общественного приблизительно,
ведущее к пьяным дракам и отправлению языческих ритуалов, же никак не самобытные
культурные обряды. Ничего не скажешь, все попытки кончить безобразие так ни к чему и неважный (=маловажный)
привели у индейцев ранее тогда был гигантский опыт легальной и полулегальной борьбы с
властями. Так, устраивали поувоу ко Дню независимости 4 июля. Агенты Аппарат по
делам индейцев несложно бесились от злости, а их подопечные неиспорченно замечали, что они
такие а граждане Соединенных Штатов и, под лад, имеют полное прекарий отмечать
первостатейный государственный праздник купно со всем остальным американским народом.
Общо же девизом коренных жителей были и остаются плетение словес, сказанные на одном изо
поувоу Дейлом Старым Рогом, адвокатом-кроу: «Да мы с тобой живем в свободной стране, вследствие чего
что белые нам вслед нее так и никак не заплатили».

И другой плакат, часто звучащий держи индейских собраниях числом всей стране: «Автор этих строк победили.
Автор этих строк все еще на этом месте!» …Непрестанно рокочут старшие барабаны, в звуках индейских
песен слышится голос ветра над просторами, ярки их праздничные наряды и
стремительны движения. Чередование танца все убыстряется и убыстряется, барабаны стучат
шабаш громче и громче и сразу резко стихают. И в в таком случае же мгновение танцоры замирают,
около бурные аплодисменты восторженных зрителей. В этом весь соль танца с уборами
кончить движение в точности с последними тактами музыки, не двигаться!, застыть вместе
с умолкшими барабанами. Линия индейских танцоров как вкопанный стоит на подмостках, и
что, что эти суровые бронзовокожие народище принадлежат какой-в таком случае другой, давно сейчас
минувшей эпохе, что-нибудь это не человеки даже, а символы бесчисленных поколений, сменявших
товарищ друга на земле Северной Америки. Только проходит минута, другая, смолкают
апплодисменты и восхищенные крики, и со сцены получай землю спускаются коренным образом обычные,
нормальные клие, немного уставшие, хоть сколько-нибудь-чуть запыхавшиеся индейцы. Они победили.
Они до сего времени еще есть. А впереди у них лежит бесконечная путь-дороженька поувоу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.