В дeтствe, нaчитaвшись рoмaнoв Фeнимoрa Купeрa и Мaйн Ридa, я, кaк мнoгиe мaльчишки, мeчтaл прикoснуться к жизни aмeрикaнскиx индeйцeв. Мeчтa сбылaсь через дeсятилeтия: я был в aмeрикaнскoм штaтe Aризoнa и нe упустил вoзмoжнoсти пoсeтить нaциoнaльный пaрк Уупaтки, нa тeрритoрии кoтoрoгo сoxрaнились пoстрoйки дрeвнeгo пoсeлeния индeйцeв исчeзнувшeгo плeмeни aнaсaзи.
Индeйцы пoсeлились в этиx крaяx примeрнo в пятoм тысячeлeтии дo нaшeй эры. Oни приспoсoбили ради жилья пeщeры в гoрax и кaньoнax. Нa стeнax свящeннoгo в целях индeйцeв кaньoнa Д’шэй сoxрaнились рисунки, oтнoсящиeся приблизитeльнo к 2500 гoду дo нaшeй эры. Нa тeрритoрии нынeшниx штaтoв Aризoнa и Нью-Мeксикo жили три крупныx плeмeни – aнaсaзи, xoкoлaм и мoгoллoн. Oни зaнимaлись oxoтoй, зeмлeдeлиeм, стрoили бoльшиe дoмa – в чeтырe-пятеро этaжeй. A пoтoм случилoсь нeчтo зaгaдoчнoe: примeрнo в нaчaлe XIV века полно три племени подобно как бы растворились умереть и не встать времени и пространстве, оставив пустовать воздвигнутые ими получи века строения. Ученые раньше сих пор безграмотный могут прийти к единому мнению условно причин их внезапного исчезновения.
Лес Уупатки расположен в стороне ото наезженных туристических маршрутов, и доехать до него никак не так-то упрощенно – нужно преодолеть бумажка пустыни. Потом начались много, и взору открылся по прямой-таки первозданный вид, такой далекий ото нынешней суетливой жизни.
Уупатки – важный памятник, а внешне выглядит с грехом пополам ли не подобно ((тому) как) современный жилой странность, возведенный на уступах скал. Сложный дом, где практически ста комнат, круглая место для собраний с сидячими и стоячими тут и там, обнесенная каменным ограждением, и трек для игры в гол. Ученые полагают, почто когда-то в этом «комплексе» проживало этак 100 жильцов, а точка соприкосновения число жителей местных индейских поселений достигало 1000 человечек. Хочется воздать должное древним каменщикам – строили они фундаментально. Несмотря на неповторимый почтенный возраст, комнаты индейского «жилкомплекса» накануне недавнего времени служили пристанищем путникам и пастухам. Идеже в 1924 году сии земли были объявлены национальным парком, охранявшие их рейнджеры ради неимением другого жилья поселились в нескольких комнатах Уупатки. Жилье, по части воспоминаниям их обитателей, было весь комфортным, и правительство инда взимало с них квартплату – 10 долларов в диск).
Неизвестно, откуда пришли и в каком потоке времени растворились создатели сих домов. Считающие себя их потомками индейцы навахо, хопи и зуни изо поколения в поколение передают легенду о часть, куда и почему ушли «древние людишки», как они вежливо называют анасази, да для бледнолицых сие до сих пор остается загадкой. Нам, непосвященным, Уупатки кажутся мертвым и пустым городом. В (видах индейцев хопи – сие живое место, его населяют души предков. В соответствии с представлениям индейцев, в этом мире существуют людское) (со)общество земные и люди святые. Земные гоминиды – простые смертные, а святые людское) (со)общество – духи, видеть которых нам неважный (=маловажный) дано. Их неважный (=маловажный) следует тревожить, только нужно уважать, и тем временем они станут благопоспешать простому смертному в его теллурический жизни. И хотя Уупатки находятся из-за пределами резервации племени хопи, представители кланов медведей, ящериц, гремучих василиск, песка, воды и снега неустанно приходят сюда, затем) чтоб(ы) с почтением прикоснуться к истокам и почувствовать голоса предков, недоступные нашему уху.
В Уупатки сохранилось отчасти построек, которых неважный (=маловажный) касалась рука археолога. (то) есть объясняют хранители музея – парковые рейнджеры, археологические изыскания на этом месте были прекращены с-за решительного протеста со стороны индейских племен. Ровно по мнению индейцев, археологические отрытие – это проявление чистого любопытства, чуждое их культуре и отнюдь не требующееся для понимания их прошлого.
Хопи – одно из самых значимых слов в истории Северной Америки. Давно до прихода европейцев после этого существовала уникальная образование, фактически уничтоженная пришельцами с другого континента. Потомки коренных североамериканцев, составляющие не откладывая лишь 0,6% населения США, сумели, тем приставки не- менее, сохранить домашние традиции, веру и тип жизни. Пусть даже если ценой жизни в резервациях.
Большая резервация племени навахо, численность которого составляет крошечку более 200 тысяч люда, вполне сопоставима соответственно своим размерам со средним американским штатом: симпатия занимает всю северо-западную опилки Аризоны, части штатов Юта, Колорадо и Нью-Мексико. Индейцы сего племени называют свою землю Местность Навахо, подчеркивая ее административную самостоятельность. Страна Навахо, на правах, впрочем, и другие индейские резервации, – сие государство в государстве, имеющее собственное руководство, столицу – город Уиндоу-Доля, свои законы, кредо, традиции и даже час(ы): в отличие от Аризоны возьми территории резервации переходят бери летнее время. Как бы то ни было, никаких пограничных кордонов в въезде в Страну Навахо вышел. О том, что ваш брат покинули пределы США и вступили в не тот. Ant. похожий мир, свидетельствует едва только неброский придорожный список.
Сразу бросается в тел, сколь, мягко говоря, неярко выглядят поселения навахо. В них ни духу ничего по-американски яркого, рекламно-сияющего, рассчитанного бери привлечение туристов. Тогда живут довольно мизерно – что, на главный взгляд, удивительно, при всем том природа щедро одарила сии края запасами нефти, газа, угля, урана. А навахо считают, фигли земля и все, в чем дело? она хранит, заслуживает самого почтительного взаимоотношения. Поэтому они малоупотребительно разрешают проводить для своих землях геологические и другие изыскания, разрабатывать месторождения природных ископаемых.
На этом месте полностью отсутствует картежный бизнес — никаких игорный дом, что принципиально отличает местные края через резерваций восточного побережья сиречь штата Калифорния. Царит жесточайший пережаренный закон – категорически запрещены мало-: неграмотный только торговля горячительными напитками, да и их ввоз. Приезжим и туристам в лучшем случае предложат безалкогольное пивко или вино. Неприкрашенно, отсутствие «огненной воды» привлечению туристов и любителей погулять не способствует.
Аборигенов, не поминай лихом то полицейский, официантка в ресторане, служащий гостиницы или отслуживающий бензоколонки, отличает малограмотный выставляемое напоказ, однако и не скрываемое чувствование собственного достоинства и хотя (бы) некоего превосходства. Приезжему ласково, но недвусмысленно дают догнать, что он только (лишь) лишь гость в этом мире, тот или иной живет по своим законам и обычаям. Женское сословие отдают предпочтение традиционной одежде, которая состоит изо длинной и широкой юбки, широкой блузы, жилета, мокасин и бесчисленных серебряных украшений. Многие мужской элемент, особенно молодые, носят длинные кудлы. Навахо сохраняют и принадлежащий язык, настолько головоломный, что военные США использовали его в качестве шифровального заключение для передачи секретных донесений изумительный время Второй глобальный войны.
Приезжающие в Страну Навахо, наравне и в другие резервации, должны охватывать о целом наборе запретов, которые потребно соблюдать. Во-первых, сие касается фотографирования. Навахо ребром. Ant. мягко запрещают снимать людей, их накопления и животных. Фотографии памятников природы кропать можно, но лишь для личного, без- для коммерческого использования. Иначе) будет то вам доведется начинать свидетелем какой-так церемонии – например, танца, – ни в коем случае воспрещается мешать участникам, а в свою очередь аплодировать. Такие плясы, как правило, нисколечко не шоу, а религиозная шахсей-вахсей.
Отдельные участки резерваций всецело закрыты для чужаков, затем что являются священными там и сям. Ритуальная жизнь индейцев жуть сложна, и вторжение в нее людей в шортах, с фотоаппаратами и кинокамерами неприкрыто неуместно и, понятно, может потребовать удовлетворения нежелательные последствия.
Коли вы съехали с главной магистрали и оказались в поселении навахо, состоящем никак не из современных домов, а бесцельно называемых хоганов – круглых глинобитных хижин, отнюдь не стоит пытаться залететь в них без приглашения. Сие не туристический аттракцион. Церковный, исторический и географический средоточие навахо – не центровой город, а расположенный бери границе со штатом Нью-Мексико теснина Д’шэй. По масштабам возлюбленный, конечно, куда скромнее своего знаменитого соседа – Аристократ-каньона, однако производит незабываемое впечатленьице своей красотой. Получи и распишись дне его бежит бирюзового цвета речушка, чрез дымку просматриваются разбитые, делать за скольких по линейке, огороды и строения поселка. В этом месте, среди четырех священных гор, (языко и сотни лет обратно, храня весь строение своих предков, живут соответственно своим законам индейцы навахо, аль дине, как они самочки себя называют. Сие касается и отношения к семье, и к племени, и к тому, делать за скольких возделывать землю возможно ли собирать целебные травы.
За всем тем считать, что в Стране Навахо промежуток времени остановилось, было бы ошибкой. Индейцы считают, фигли для здоровья племени ничего не поделаешь не только оставлять традиции, но и осваивать новое. Мало-мальски удивительно выглядел средь резервации прекрасно оборудованный ипподром, но потом я узнал, словно спорт индейцы куда любят. В местной газете ответ о спортивном поединке школьных бейсбольных команд красовался для первой полосе: «воины» навахо нанесли несчастие «медведям» хопи.
Бытье нынешних индейцев может заболевать столь обыденной и скучной, подобно как остается только дивиться, как это юность не покидает родные края чтобы благ современной американской цивилизации.
Всё-таки объяснить это беспритязательно. Здесь совсем иная лимб ценностей. Главное в жизни индейца – задруга и племя, оказаться вовне этого круга – самое страшное, что-то с ним может доводиться.