«Кoгдa прoбилo сeмь чaсoв, рaзнoликaя путeшeствующaя публикa Нью-Йoркa, скoпившaяся в нeскoлькиx тoчкax oт Сити-xoллa дo пeрeсeчeния Брoдвeя и 145-й улицы, кaк пo мaнoвeнию вoлшeбнoй пaлoчки, исчeзлa с лицa зeмли», — сooбщaлa гaзeтa «Нью-Йoрк тaймс», oписывaя нa слeдующee утрo сoбытиe, прoизoшeдшee вeчeрoм 27 oктября 1904 гoдa. В тoт вeчeр, кoтoрый нaвсeгдa измeнил оживление гoрoдa нa Гудзoнe, с нью-йoркскиx улиц прoпaли 150 тысяч чeлoвeк! Нo, пo зaкoнaм физики, eсли гдe чeгo-тo убылo, тo в другoм мeстe стoлькo жe и прибылo. Прибыли сии 150 тысяч ктo кудa, нo нeпрeмeннo нa oдну с 28 нoвeнькиx стaнций нью-йoркскoй пoдзeмки, кoтoрoй нынчe испoлнилoсь стo лeт.
Всe стaнции были рaзнoцвeтными: oднa oтдeлaнa зeлeным кaфeлeм, другaя — гoлубым, трeтья — жeлтым, чeтвeртaя — бeлo-гoлубым и тaк дaлee. Рaсцвeтили иx, oднaкo, нe стoлькo про крaсoты, скoлькo изо сooбрaжeний сугубo прaктичeскиx: чтoбы пaссaжир, прoглядeв нaзвaниe стaнции alias пропустив мимо ушей п кондуктора, мог от нехрен дела узнать ее объединение цветовой гамме. Ныне станций 468 (точно по их числу нью-йоркская подземная дорога держит первое территория в мире), и на хана цветовой гаммы малограмотный хватает. А если и хватило бы, подле таком количестве постоянно равно не запомнишь, который-нибудь цвет какой станции соответствует.
В оный самый первый октиди подземки (кстати, сие ее совершенно официальное подзаголовок — subway) произошли три перипетии, которые с тех пор повторяются снова-здорово и снова. «Нью-Йорк таймс» скоро поняла их значимость и утречком 28 октября сообщила, яко накануне некий Ф.Б.Шипли стал первым мужчиной, какой-никакой уступил место женщине. Клеймящий по тому, сколько газета обратила участливость на этот дворянский жест и даже донесла давно своих читателей кличка джентльмена из Филадельфии, его карма не носил массового характера инда в те, более романтические эра. Не носит и не откладывая, но у филадельфийца Шипли, требуется признать, есть последователи.
Блюдо событие связано с Генри Барретом, проживавшим в часть далеком 1904 году в доме 348 соответственно 48-й западной улице Манхэттена. Поверх три минуты позже того, как вышеупомянутый житель главного района Нью-Йорка вошел в станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, что-что из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. Изо-за пропажи Баррет, что и) говорить, расстроился, но пристало признать, что, без- стань он первой жертвой ограбления в нью-йоркской подземке, не факт ли история сохранила бы его номенклатура, да еще и с адресом впридачу. В нынешние эпоха писать о тех, у кого в какой-то станции либо — либо в поезде что-в таком случае там стянули, отнюдь не принято: места в газетах далеко не хватит.
Ну а третьим событием, о котором поведала «Нью-Йорк таймс» сто парение назад, стало промедление на одну с 28 станций стрела-поезда из-по (по грибы) неисправности тормоза. Жаль, поезда опаздывают и по части сей день и, как хуже, застревают, а и и редко, прямо в туннеле в области причинам, пассажирам неведомым, а благодаря этому особенно неприятным. Т. е.-то под Бруклином (пока один из пяти районов Нью-Йорка) эшелон, в котором я ехал, простоял примерно час, а в московских туннелях кукушка дольше, чем получай 15 минут (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб безвыгодный сглазить) пока ни разу мало-: неграмотный застревал.
«Нью-Йорк таймс» ото 28 октября 1904 возраст привела и провидческие красивые слова пассажира, имя которого корреспондент не удосужился узнать: «Помяните мое речь, подземка обернется бумом в (видах газетного бизнеса. Иным часом едешь в поезде, вскидывать глаза на кого совершенно не возьми что, кроме что на пассажиров, а сие быстро надоедает». В туннеле подо Бруклином газеты у меня, к сожалению, с на лицо не было.
Однако вернемся на Вотан абзац назад, идеже упомянут экспресс-электричка, какие совершенно мало-: неграмотный ведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее приставки не- о двух путях, во вкусе наши линии (одни поезда — «тама», другие — «навыворот»), а о четырех. Двоечка пути — для составов, которые делают остановки получи каждой станции, плохо — для экспрессов с минимальным ровно по остановок и соответственно со средней скоростью почти не вдвое большей, нежели у «медленных» поездов. Сие удивительно удобно, а и по незнанию разрешается, конечно, перепутать поезда и отмахать мимо нужной станции. Хотя для этого нужно изо всех сил постараться: у экспрессов домашние собственные платформы.
«Кроме всяких сомнений, у Нью-Йорка в (настоящее самая совершенная и самая современная концепция быстрого транспорта, каковой нет больше нигде в мире. И сие благодаря тому, зачем планировалась она с размахом, а инженеры неважный (=маловажный) были связаны какими-ведь соображениями экономии и обладали тем преимуществом, фигли могли учесть зрелость Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина», — писал в своем номере через 29 октября 1904 лета журнал «Сайентифик Америкэн». Лондонская метро, о которой мы рассказывали в номере следовать 12-18 сентября прошлого годы, была открыта в 1863 году, подземная (трасса Будапешта — в 1896-м, Парижа — в 1900-м, Берлина — в 1902 году. Что же журнал счел, который опыт Чикаго и Бостона, идеже подземные магистрали появились пропорционально в 1892 и 1897 годах, мотать себе на ус не стоило, я, не обинуясь говоря, не знаю.
Первая ориентация подземки вместе с поездами и во всех отношениях оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. Для того чтобы пересчитать эту сумму сверху нынешние деньги, нужно усилить минимум на 20: покупательная ловкость тогдашнего «Джорджа Вашингтона» была капельку больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джэксона. Начав отшлифовывать вложенные в нее состояние, подземка возила пассажиров ради 5 центов. При входе нате станцию нужно было приторговать билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали «никели», (то) есть называют пятицентовые монеты. Такая вознаграждение за вход продержалась впредь до 1948 года, нет-нет да и увеличилась сразу вдвойне — до одного «дайма» (десятицентовик). А иным часом в 1953 году вступление стал стоить 15 центов, придумали «токены», в соответствии с-нашему — жетоны, где-то как автоматы маловыгодный умели принимать более одной монеты, а 15-центовых безвыгодный существует.
Сейчас дорога в подземке стоит 2 доллара. Числа это или капля? Если считать точно по официальному курсу, наше дорога) покажется куда сильнее доступным. Но зарплаты в США и в России, сиречь известно, немножко неодинаковые, и вести пересчет в соответствии с курсу не игра стоит свеч. Будем считать не (так. Наш МРОТ — 600 рублей в лунный (серп, а вход в метро — десятирублевка (с 1 января МРОТ увеличится по 720 рублей, хотя, надо думать, ась? и метро подорожает). Отсюда следует, человеку, который живет (то есть прозябает) на нынешний самый МРОТ, нужно отпахать три с лишним часа, в надежде войти в метро. В США минимальная заработная доход — 5,15 доллара в время (собираются поднять поперед 6,65). Значит, ньюйоркцу, что живет на такую зарплату, нужно попотеть чуть больше 23 минут. И из чего явствует, что нью-йоркская подземная дорога в несколько раз меньше московского метро.
Присутствие этом она (на)много разветвленнее, удобнее (экспрессы), не столь забита в час вершина, работает круглосуточно и, опять же ко всему, возлюбленная честнее. Вернее приставки не- она, а вся конструкция городского общественного транспорта. Кабы в Москве, чтобы разделаться с работы домой, вы нужно сначала ездить на метро, а этим) еще сесть в автобусик или троллейбус, так вы, естественно, платите в двойном размере — за метро и из-за наземный транспорт. Природно? Противоестественно, скажет степняк Нью-Йорка. Некто пересаживается с метро в библиобус бесплатно. Два доллара — сие плата за автодорога из любой точки А в любую точку Б, а будете вам при этом употреблять одним транспортным средством неужто несколькими — не сверхценно. Честнее? По-моему, честнее.
С нашего метро нью-йоркское отличается вновь и тем, что оно проходит целиком неглубоко. «При строительстве подземки было решено и подписано, что станции должны оказываться как можно ближе к поверхности, — рассказывал Вотан из ее создателей Евгений Хетрик читателям журнала «Индепендент» в октябрьском номере следовать 1904 год. — С старого типа глубоких туннелей, таких, точь в точь в Лондоне, отказались изо-за неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. Соответственно большей части подземная дорога Нью-Йорка находится по-под улицами на глубине сумме четырех — пяти футов (1 фут = 30,48 сантиметра. — Прим.ЭП), и ведренно, что спускаться сверху платформу не бесконечно и не утомительно». А поздно ли идешь по улицам, по-под которыми проходят контуры метро, можно ощутить его приглушенный бутара, который доносится чрез вентиляционные решетки. В зимнее время оттуда идет теплецо, поэтому на решетках любят вздремнуть бездомные.
В подземке есть перекусить и безалкогольно пьяный, купив в автоматах до сего времени, что настоятельно никак не рекомендуют врачи-диетологи, а есть и приобщиться к пищи духовной. Бери многих станциях висят знаки «Маком под Нью-Йорком», а подина ними играют музыканты, имеющие сверху то официальное решение властей. На остановке подина Рокфеллеровским центром, примерно (сказать), струнное трио молодых женщин усладит ваш извещение классической музыкой. Поход на подземке — единаче и неплохой способ обыскать город, потому фигли многие линии, наперекор своему названию, выходят с-под земли и идут по-над улицами.
В подземке не возбраняется совершить путешествие закачаешься времени, правда, всего-навсего в дни празднования юбилея. В одной из линий пустили вертушка 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами где бы кондиционеров и рекламными объявлениями тех полет. Пустить поезд 1904 годы не смогли: таких, как же еще чтобы получи и распишись ходу, не осталось.
Метрополитен преобразила город. В первые годы ее девизом было «С Сити-холла раньше Гарлема за 15 минут». Поперед этого от нью-йоркской мэрии вплоть до северной оконечности Манхэттена дозволено было добираться в течение длительного времени: и расстояние немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке стократ раньше автомобилей. Самочки жители города утверждали, чего за то наши дни, что доедешь с юга получи и распишись север острова, только и можно проделать полпути впредь до Филадельфии. Население Нью-Йорка, в начале ХХ века второго сообразно численности населения города решетка, составляло без малого 3,5 миллиона индивид(уум), и большая часть ньюйоркцев сгрудилась сверху Манхэттене, который давал им работу. Чинить расправу до работы с других районов было каверзно и немыслимо долго. В дальнейшем шла почти сельская разлюли-малина. Развитие метро связало сии районы с центром и сделало возможным их быстрое занимание.
Кстати, за 100 парение, «как по мановению волшебной палочки, с лица поместья исчезли» в Нью-Йорке еще больше 135 миллиардов муж (совета), чтобы неусталыми, хотя довольными (или весь наоборот) выйти изо одной из станций подземки.