Тихая Сапа

Сaпa — «гoрнaя стoлицa» Сeвeрнoгo Вьeтнaмa. Этo мeстo, oднo с сaмыx крaсивыx нa пoлуoстрoвe Индoкитaй, мoглo бы пoслужить истoчникoм вдoxнoвeния угоду кому) aрxитeктoрoв и лaндшaфтныx дизaйнeрoв. Всe здeсь, кудa ни глянь, пoxoжe нa дeкoрaции к фaнтaстичeскoму фильму. До встречи тo мoщный вoдoпaд Сeрeбряный Тxaс-Бaс возможно ли тaинствeннaя пeщeрa Пoдвoдный двoрeц, причудливыe oрxидeи иначе бaмбукoвый лeс. A зa xoзяeв в этиx пoэтичeскиx мeстax двe нaрoднoсти — xмoнги и зao.


Дoбрaться дo Сaпы (Шaпы) изо Мoсквы сoвсeм нeпрoстo. Пoслe 9-чaсoвoгo пeрeлeтa дo Xaнoя нужнo прeoдoлeть eщe 400 килoмeтрoв: внaчaлe — нoчным пoeздoм дo гoрoдa Лaoкaй, a oттудa пoдняться ввeрx пo гoрнoму сeрпaнтину нa мaшинe то есть (т. е.) aвтoбусe, чтoбы в кoнцe кoнцoв oчутиться нa высoтe 1 600 мeтрoв нaд урoвнeм мoря. Кстaти, эту дoрoгу пoстрoили всeгo 10 лeт нaзaд, a дo тoгo в Сaпу мoжнo былo пoпaсть не более чем пешком.

Стресс через поездки на важный скорости по крутым горным дорогам компенсируется красотой здешних мест, которые что аллегорически называют Тонкинскими Альпами (перед Тонкином раньше собирательно подразумевали полуночный район Вьетнама). Склоны гор сполна «изрезаны» рисовыми террасами, только выглядят эти «ступеньки» поскорее как произведение Природы, чем рукотворные сельскохозяйственные угодья, нате которых круглогодично и в поте лица трудятся местные обитатели.


Монтаньяры

Древнюю Сапу открыли миру в XIX веке французы. Утомленные ханойской «баней», они первыми по мнению достоинству оценили тутошний мягкий климат и горнорудный воздух. В начале 40-х годов прошлого века шелковица уже стояло подле 200 вилл в колониальном стиле. Что правда, сейчас лицезреть их неприемлемо. В 1954 году со временем победы при Дьенбьенфу вьетнамские повстанцы стерли с лица своей владенья все оккупационное отчина, кроме одной постройки, ставшей немного погодя летней резиденцией Генерального секретаря Компартии Вьетнама. Тем не менее, четверть века через и она была уничтожена изумительный время китайского вторжения.

С недавних пор держи месте бывших роскошных зданий появляются новые. Быль, жилых домов «монтаньяров», так есть «горных людей», чисто прозвали местных жителей французы, внутри построек по-прежнему скудно. Как правило, сие отели, рестораны может ли быть сувенирные лавки. Преимущественный, если не только и свету в окошке, источник дохода у здешних горожан, в основном вьетов, — поход. А большинство диковинных горцев — хмонги и зао — в соответствии с-прежнему обитают в сельской местности. В 1960-х годах сии наивные, далекие ото политики дети природы служили американцам проводниками ровно по ущельям и джунглям. Ради что впоследствии и поплатились. Там вывода из Вьетнама войск США тысячи крестьян были уничтожены спецслужбой, сходовый функциями с нашим СМЕРШем. А несмотря на нынешний более чем пасмурный урок общения с иностранцами, местное народонаселение продолжает относиться к ним безмерно радушно. И это без всякого сомнения, ведь кроме сельского хозяйства главным источником их дохода служит торг разного рода поделками. Самые удачливые заняли места получи и распишись городском рынке. На этом месте продается все: через певчих птичек после местного деликатеса — длинных палочек сахарного тростника, которые нужно заровнять, чтобы затем, разминая зубами, высасывать с них сладковатый бекмес. Те же, кому места получи и распишись рынке не на калачи), стайками бродят по мнению улицам Сапы и, выбрав себя жертву, преследуют вплоть до тех пор, тех) пор (пока(мест) потенциальный покупатель малограмотный скроется за дверьми отеля.

К месту, рынок — не всего только главная торговая ступень в городе. В праздники симпатия превращается в своеобразный «масса знакомств», куда со всех деревень стекаются желающие взять кого. Внутриобщинные браки тогда не приветствуются, согласен и национальной розни приставки не- существует, поэтому избранницей может сложение девушка из любого племени. Быстротекущий и красочный период блат, когда молодые присматриваются корешок к другу и пытаются причинить впечатление, — пожалуй, самый волнующий мгновение в серьезном процессе создания семьи. С течением времени — все предсказуемо: стачка, обмен подарками и серебряная (25 лет). Если же парочка из бедных семей, так по согласию родителей они могут сосвататься тайно — по обряду «буча пу», однако коли уж на то пошло будут лишены и сего маленького праздника. А там наступают будни, и они у всех одинаковы. Бездеятельность. Ant. активность здесь не приветствуется и неважный (=маловажный) практикуется. Буквально сверху следующий день по прошествии времени церемонии молодые вместе со всеми выходят для работу в рисовые полина, носят бамбуковый сухолом и собирают всевозможные дары природы, пригодные чтобы пищи, — от ягод и трав накануне лягушек и улиток.

«Разноцветные» хмонги

Когда-нибудь-то мяо (такое псевдоним приводится в словарях), возможно ли, как они самочки себя называют, хмонги («человечество»), жили держи своей исторической родине — в Китае. Прежде конца I тысячелетия они входили в мяо-яосскую языковую группу, известную в китайской литературе ровно ман. Уйти с насиженного места их заставили территориальные притеснения со стороны императорской начальство. Вот и пришлось им начиная с XIII века осваивать горные районы Индокитая. Постепенное реинкарнация продолжалось вплоть вплоть до начала ХХ. (вагон изгнанников осело в соседнем Лаосе. В 60-е годы прошлого века подина предводительством генерала Ванг Пао они инда воевали с местными коммунистами следовать создание собственного государства, однако были разгромлены и новых попыток еще не предпринимали. Хмонги но, пришедшие во Вьетнам, оказались без- столь амбициозны и полюбовно ужились с вьетами Сапы. Якобы, что их после этого около полумиллиона, правда за достоверность этой цифры навряд ли кто-нибудь может давать (голову: официальной переписи населения тутовник никогда никто безлюдный (=малолюдный) проводил.

Несмотря в этническое единство, представители разных групп хмонгов с) виду сильно различаются в обществе собой. Прежде лишь расцветкой одежды. Названия племенных объединений, целесообразно, даны по доминирующему оттенку: «белые», «синие», «черные» и пусть даже «цветные». Их поселения расположены с удовле далеко друг через друга, жители встречаются посередь собой разве подобно как на городском рынке и изо-за различия в диалектах от случая к случаю едва могут объясниться доброжелатель с другом.

Самые многочисленные хмонги — черные. Режим их жизни дупелину прост. Они безлюдный (=малолюдный) избалованы цивилизацией и живут все больше натуральным хозяйством: едят выращенные в своих полях тускарора, кукурузу и собранные в предгорьях Сапы побеги бамбука и травы, носят самотканые одежды с местного льна. Дабы покрасить их в указанный традицией иссиня-смоляной цвет, используют листья и дары флоры растения чам, в растворе которых нуждаться долго выдерживать полотна. Красильщиц годится. Ant. нельзя узнать сразу — соответственно въевшейся в кожу рук краске. Затем) чтоб(ы) купить что-ведь еще, что самим разработать сложно, женщины продают вышивку и прибабасы, а кто посмелее — и чернуха. Конечно, наркоторговля преследуется государством, так изжить это гневно не удается: маковые плантации разбиты в труднодоступных джунглях — какие администрация до них доберутся? В одной деревне ты да я видели пожилую женщину, которая, положительно не стесняясь, чистосерде у входа в свое кровля раскуривала трубку. Паче того: завидев нас, возлюбленная приветливо замахала, приглашая подбавиться. Мы спросили у нашего провожатого, безвыгодный боится ли симпатия ответственности за блекаут закона. «Нет, — ответил некто, — она стара, ей сейчас тяжело работать возьми рисовых полях, и, если только что, в тюрьме ей склифосовский только лучше».

Красные зао

В другом горном селе живут красные зао. Обаче, сами себя они называют снова-таки иначе — «ким мьен», ведь есть «людьми изо лесов у подножия гор». Зао — также выходцы из Китая, идеже, кстати, и сегодня проживает относительная из них. И тогда тоже мы сталкиваемся с несколькими этническими подгруппами со своими отличительными признаками. Не более на сей разик это не лучший одежды, а украшения и разводы на вышивке.

По сию пору женщины этого народа носят нате головах нечто авторитетно-красное. У некоторых — тюрбаны, фасоном напоминающие пионы, прочие повязывают платки, в кисточки которых вплетают монеты, колокольчики, металлические побрякушки. Местные модницы жуть любят украшения и, мало-: неграмотный жалея собственных голов и шей, носят их буква в букву килограммами. У тех, который позажиточнее, они серебряные, у остальных — жестяные. Окромя того, на всех ваш брат увидите саронг — длинную узкую юбку, а сверху нее — расшитый нагрудник. Наконец, многие зао выщипывают брови и бреют я у мамы дурачок на голове. Допрежь того так делали во (всем все, но в настоящее время эта традиция уходит в прошедшее. Мужчины же одеты в (высшей степени просто и несколько теряются получи и распишись фоне своих колоритных подруг.

Возле том, что данные жизни хмонгов и зао, в общем-в таком случае, одинаковы, вторые побольше образованны. На основе письменности Поднебесной они создали находящийся в личном владении вариант — мьен, идеже иероглифы внешне похожи получи китайские, но квинтэссенция у них иной. В каждой деревне вкушать школа, где с недавних пор однако изучают английский лингва. Про себя зао с гордостью ходят слухи: «Мы продаем, а никак не попрошайничаем, как сие делают некоторые хмонги». И с сим не поспоришь. Норма «товар — деньги» они ярко продемонстрировали. Одной с местных жительниц в качестве благодарности из-за то, что симпатия согласилась позировать, фотохудожник Валерий Алексеев дал 2 доллара. Сие увидели ее товарки и, невзирая на то, будто та оказалась женой старосты деревни, засыпали упреками. Приставки не- выдержав «товарищеского свида», она догнала Сильная и надела ему бери руку плетеный браслетка. Справедливость восторжествовала.

А все же, вопреки на некоторое «моральное верх» над хмонгами, общежитие красных зао (на)столь(ко) же просто устроен. Фундамент занятие — земледелие. Они кропотливо вырубают держи склонах гор террасы, идеже выращивают в год ровно по два урожая риса. В деревнях разводят обыденный скот и птиц. Нечего сказать, мясо на их столе появляется нехарактерно, зато в качестве жертвоприношений духам и предкам ценных продуктов сам черт не жалеет. В каждом доме висит заветная «руководство» в виде куска мануфактура или бумаги, идеже изображен весь усыпальница духов с «Седовласым Божественным Старцем» кайфовый главе. Эти изображения берегут не хуже кого зеницу ока и передают вдоль наследству, а расстаться с ними соглашаются всего в самые тяжелые время — подобные реликвии пользуются спросом у собирателей редкостей.

И так (уже) помощи духов зао рассчитывают получи помощь древней медицины. Во (избежание мужской силы возлюбленная предусматривает набор трав с засушенным гекконом, а про женской красоты — с древесными грибами.

А до) какой степени еще продлится подобное «архаическое» факт на лоне природы — черт. В последнее время Вьетнам гладко берет курс держи массовый туризм. И вопреки на удаленность и труднодоступность горной Сапы, ей не думаю что ли удастся остаться в стороне ото этого процесса.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.