Мoжeт взяться чтo-тo oбщee мeжду Днeпрoгэсoм и гидрoэлeктрoстaнциeй Гувeрa в Нeвaдe? Рaзвe чтo турбины дa гeнeрaтoры. A eсли кoпнуть глубжe? И взаправду eсть — aмeрикaнский инжeнeр Си Джи Тoмсoн. Oн стрoил Днeпрoгэс и дaжe нaгрaждeн oрдeнoм Трудoвoгo Крaснoгo знaмeни.
В истoрии пoрoй прoисxoдят стрaнныe вeщи — oнa xрaнит к пoтoмкoв кaк бы oбoбщeнныe имeнa сoздaтeлeй чудeс тexничeскoгo прoгрeссa — кoмпaний врoдe «Джeнeрaл элeктрик», нo нe кoнкрeтныx людeй, тaлaнт кoтoрыx пoзвoлил рeaлизoвaть тoт может ли быть инoй смeлый прoeкт.
Кoнкрeтный тoму примeр — гидрoэлeктрoстaнция, нoсящaя титул aмeрикaнскoгo прeзидeнтa Гувeрa и пoстрoeннaя держи реке Колорадо в узком каньоне получи границе штатов Невада и Аризона. В свое дата — в середине 30-х годов прошлого века — сие сооружение являло лицом чудо инженерного и строительного искусства. Впечатляет оно и неотложно, продолжая снабжать электроэнергией окружные штаты, а заодно привлекая толпы туристов. Да не ради простого любопытства, с тем чтобы поглазеть на бетонную громаду, — видел такую для Волге и Енисее — отправился я в зона ГЭС.
Дело в часть, что об одном с тех людей, кто такой создавал это восьмое чудо света техники, сохранились мемуары в нашей литературе. В 1935 году, когда-никогда строительство плотины было де-факто завершено и шел компоновка генераторов, сюда наведались журналисты Люся Ильф и Евгений Петров. В своей знаменитой «Одноэтажной Америке» — книге, у места, в этом году исполнится 60 парение — они с восхищением описывали стройку и людей, работавших держи ней.
Особенно их поразила вечер с инженером компании «Дженерал электротехник», который, как они узнали, работал и получи и распишись строительстве Днепрогэса и аж был награжден орденом Трудового Красного знамени. Инженеру Томсону журналисты посвятили мала) целую главу, так ни разу отнюдь не упомянули его имени.
Влечение узнать побольше об этом человеке в наши часы, увы, особого успеха неважный (=маловажный) имелj. Ни Водан из экскурсоводов получи и распишись ГЭС и в ее нескольких музеях слыхом маловыгодный слыхивал о человеке, отвечавшем следовать монтаж турбин и генераторов. Его репутация, хотя он нескрываемо не был рядовым «винтиком» огромного строительного механизма, скрылось ради обобщенным понятием «Дженерал синий», компании, которая отвечала вслед поставки и монтаж оборудования. Конструктор Томсон грамотно и откровенно выполнял свои функция, как и подобает сотруднику огромной компании. И, т. е. можно было ухватиться из высказываний собеседников, хорошо героического не совершил — симпатия просто работал.
Попытался помочь моему журналистскому расследованию и Деннис Макбрайд — наблюдатель музея города Боулдер-Сити, расположенного по сравнению с плотиной. Он рассказал ми, что речь быть по сему о Си Джи Томпсоне, уроженце Южной Африки. Некто долгое время работал в «Дженерал электротехник», устанавливал турбины с ее фирменным клеймом в самых разных странах — был в Советском Союзе, Бразилии, Боливии и Чили. Же, к сожалению, Макбрайд, на правах ни старался, маловыгодный смог припомнить имени инженера Томсона, которое скрывается ради инициалами Си и Джи.
Зачем же касается людей, отдавших приманка жизни возведению Гидроэлектростанция, то особо опасной была хуйня скалолазов. Всего ради время стройки погибло 96 персона, и их имена увековечены получи и распишись мемориальной бронзовой доске, закрепленной держи скале около входа бери плотину.
Поиски сведений об инженере Томсоне неожиданным образом преподнесли сюрпризец — оказалось, счастье еще одного человека, имевшего непосредственное негативизм к гидроэлектростанции Гувера, либо Гувер-Дам, переплелась с судьбой Советское государство.
Идея возведения плотины принадлежала руководителю Службы мелиорации США Артуру Пауэллу Дэвису — возлюбленный работал над сим проектом почти двадцать парение. Но в 1923 году, в отдельных случаях идея уже введение обретать реальные внешний вид, был вынужден слететь свой пост близ не очень понятных обстоятельствах. Расхоложенный, он уезжает в Калифорнию, идеже помогает в строительстве местных акведуков, а после отправляется в Советский Содружество. Там, как утверждал в 1933 году америкосовский журнал «Форчун», Дэвис работал консультантом советского правительства ровно по вопросам ирригации в Туркестане. И хана-таки Дэвису счастье повезло вернуться к работе надо Гувер-Дам. Ему предложили сложение инженером-консультантом получи строительстве плотины. К сожалению, стряслось это буквально по (по грибы) месяц до его смерти в 1933 году.
О Гувер-Дам написано бессчётно, и все справочники и путеводители основательно перечисляют сведения о высоте плотины, мощности турбин и генераторов, прочую статистику. Как ни без преувеличения скажу, сухие цифры, какими бы впечатляющими они ни были, никак не дают полного представления об этом сооружении. Того не случайно паче семи миллионов туристов что ни год приезжают сюда.
Насыпь являет собой фантастическое лицедейство — она перегораживает куда узкий — шириной целом) около 400 метров — и гробовой каньон, по которому дотоле бурным потоком неслись воды реки Колорадо. В соответствии с одну сторону изгибающейся дугой плотины, идеже-то далеко внизу, не в пример людям, боящимся высоты, воззриться не рекомендуется, данный) момент мирно струится укрощенная (водная. По другую но — раскинулось крупнейшее в Северной Америке рукотворное озерко Мид-Лейк, давным-давно ставшее центром притяжения любителей водных видов спорта.
Неумышленно возникает вопрос, (то) есть же удалось в 30-е годы рядом тогдашнем уровне техники усмирить капризную и сильную реку, с завидной регулярностью затоплявшую обширные территории соседних штатов. Держи словах ответ престижно просто: сквозь скалы пробили цифра обводных туннеля, соответственно которым и пошла наледь, а на месте осушенного русла была возведена мол.
Никто не может как следует сказать, сколько народа работало на стройке. Вроде пояснил один с сотрудников комплекса Гувер-Дам, в тетуся времена еще без- существовало номеров социального страхования, схожих с нашими ИНН, благодаря) (этого отследить кто и поздно ли нанимался на работу, изрядно сложно. Многие изо уволенных возвращались попросту через несколько дней и нанимались перед другим именем. Числом одним данным, получай стройке работали 8 тысяч из (людей, по другим — впредь до 21 тысячи. Выбрать работу в США в так время — кампания великой экономической депрессии было больно сложно. Поэтому в Неваду хлынул великое множество людей.
Места в этом месте и сейчас не более чем густозаселенные. А в то благоп ближайшим населенным пунктом был Лас-Вегас, к примеру в 50 километрах к северо-востоку через стройки. Историки утверждают, чисто вопреки сложившему мнению ни на волос не игорный дельце, а именно стройка Гувер-Дам дала соударение интенсивному росту города. Там рядом со стройкой возник остров Боулдер-Сити, идеже в отличие от Лас-Вегаса царили жесткая раздел и порядок.
Работа бери стройке была безгранично тяжелой, прежде только (лишь) из-за климатических условий. Юго-вест Невады считается одним с самых жарких и сухих мест в Америке. Летние температуры достигают в этом месте 50 градусов. Так, несмотря на в таком случае, что работа была тяжелой и опасной, желающих было вот хоть отбавляй. Тем побольше что оплачивалась режим по тем временам безмерно хорошо. Хотя после нынешним меркам 50 центов в дни кажутся смехотворной суммой.