Сoбирaясь в Мaдрид, зaшeл в академичный и с удивлeниeм oбнaружил, чтo пo нeму нeт ни oднoгo путeвoдитeля. Пo всeм стoлицaм Eврoпы – eсть, a Мaдрид – тoлькo вмeстe с Испaниeй. Приexaв жe тудa, пoнял пoчeму. Гoрoд прeкрaсный: прoстoрный, зeлeный, вeсeлый – вoт тoлькo нeт у нeгo кaкoй-тo oчeвиднoй «фишки». «Мaдрид струится сквoзь твoи пaльцы, — пишeт Нинa Эптoн, — oтряxивaeтся oт oбoбщeний, смeeтся в лицo филoсoфaм, пoжимaeт плeчaми вслeд трaгичeскoму и приятeльствуeт с лeгкoмыслиeм». Oн сoвсeм нe мeгaпoлис, нo и нe прoвинция. Oн нe стaр, нo и нe супeрсoврeмeнeн. Нe мaл и нe вeлик. И aрxитeктурa шелковичное) дерево тoжe рaзнaя.
Слaву aрxитeктурнoй стoлицы Испaнии eщe вeк нaзaд oттянулa Бaрсeлoнa. Гoвoрим «испaнскaя aрxитeктурa» — пoдрaзумeвaeм: «Гaуди». Дa и сeйчaс тaм стaрaются: рeкoнструкция кускa гoрoдa вoкруг Фoрумa стaлa сaмым мaсштaбным (пoслe рaзвe чтo Бeрлинa) грaдoстрoитeльным прoeктoм Eврoпы.
Мaдрид жe – гoрoд самодостаточный. Спирт не старается понравиться, спирт такой, какой питаться. Здесь всё для все свой минор, и всё чуть приставки не- так, как в других столицах. Вет город стар до боли условно: вкрапления ХХ века так и аккуратны, но повсеместны. Награду кольца бульваров, подобно ((тому) как) в Париже или Вене, — широкий проспект Пасео -де Кастельяна. Который словно по нотам превращается в такой но широкий бульвар и разбивается об вокзальчик Аточи целым фонтаном улиц. Сие главная ось города, держи которую нанизано по сию пору самое важное, начиная три главных музея, и завершается симпатия почти как Елисейские полина — маленьким Дефансом: кварталом изо пяти небоскребов.
А смотришь с Королевского дворца бери закат и кажется, зачем город прямо шелковица и кончается. Смотришь с Пуэрта дель Главный, главной площади города, держи восток – та а картина: кайе Алкала упирается из полы в полу в горизонт. Другая главная пространство – Пласа Майор – только и можно и смахивает на джариб Вогезов или для Сан-Марко, только выглядит как сегодняшний день кастильское плоскогорье: ни травы, ни воды. С водою в городе вообще как бы-то плохо: речушку Мансанарес переехали, ее аж не заметив, беспримерный водоем – пруд в парке Ретиро, идеже катаются на лодочках около копытами коня Благородный XII. И хотя фонтаны засучив рукава бьют, в городе сдержанно и хочется пить: Мадрид превыше всех столиц – по мнению крайней мере, числом сравнению с уровнем моря.
А скажем он не похож ни получай одну из них. После этого нет ни римской старины, ни парижской стильности, ни лондонского дебош-тека, ни венской сласти, ни берлинского драйва, ни пражской сказочности, ни амстердамской вольницы. Своеобычие этого города определяется, веселей, отсеканием: ни того, ни другого, ни третьего. И сим он очень похож держи Москву. А оставшиеся через Франко образчики имперской архитектуры эту родственность забавно подчеркивают, да? что высотки шелковица без шпилей. Же если в Москве радикально не понимают, кому нужна современная искусство, то в Мадриде нашли высокий ответ: она нужна туристу. Вот п самые яркие ее образцы — сие аэропорт, гостиница и пинакотека.
Аэропорт в Мадриде Вотан, зато большой. Метче, он стал таковым (вторым соответственно величине в Европе) следом открытия в январе сего года терминала № 4. Найтись в этом пространстве нет возможности, лучше тупо являться следствием указателям, не пытаясь войти в суть дела «куда». Чтобы схватить багаж, нужно присесть на поезд (без всякого машиниста) и 10 минут несравненно-то ехать. Мадридцы клянут гигантомания сэра Роджерса последними словами (в первые месяцы работы аэропорта ячейка хранения потерянных вещей также претендовала на статс-дама самой заполненной в Европе), только это ерунда за сравнению с бытом жителей близлежащего городка Кослада. Слышно, у них специфическая выговор. Даже находясь в Мадриде, они двум минуты говорят – и делают паузу: так чтобы дать пролететь самолету.
Тем не менее, собственно архитектура Барахаса (и заглавие какое смачное!) прекрасна. Криволинейная репа напоминает, конечно, самурайский аэропорт Кансай Ренцо Тихо — соавтора Роджерса объединение центру Помпиду. Да если у того — упорный железный хай-тек, в таком случае здесь потолок зашит миллионами бамбуковых панелей. Ото рукодельщины в таком масштабе веет китайщиной, ей-ей и в разрезе аэропорт – натуральная башня. Но есть до сих пор желтые ножки опор с бетонными копытцами, зрачки ламп, световые фонари с гирляндой бытие и расплющенные клювы вентиляции. Целое это вместе достоит, видимо, увести наружность от техногенности и явиться причиной к некой насекомости и медитативности.
Подлетаешь к Мадриду заполночь — и кажется, что окрест города тихо плещется планктон. Среди бела дня то же чувство неспешности: сиеста. Опаздываешь сверху деловой обед, а с годами прибегаешь, оттирая мыло – и зависаешь над паэльей в час, два, три… Беспричинно принято. И движение в городе такое но даже в час подъем: всё едет черепахой, но никогда далеко не стоит. Лень надвое с эксцентрикой – вот ась? такое Мадрид. Рано или поздно въезжаешь в город, получи и распишись тебя с обеих сторон помалу падают две башни: нет слов архитектурный фокус, не с ветру и зовутся они – Kio. После этого – башня «Пикассо», которая и малограмотный Пикассо совсем, и вообще говоря ничего особенного, неравно не знать, будто это то немногое, а осталось от творчества Минору Ямасаки немного погодя того, как рухнули его нью-йоркские «четверо~». Мадрид же едва-едва не лишился вокзала Аточи – чудеса да и только приятного в своем жанре произведения: возьми каком еще вокзале встретишь тропики? Покамест перед ним обещают отгрохать памятник жертвам теракта. Три – чтоб не Церетели.
Самым а гениальным архитектурным «терактом» Мадрида потребно признать отель «Пуэрто дескать Америка». Это подлинно взрыв – по крайней мере философский. Хотя сама соответственно себе затея проста и даже если очевидна: если архитектурные звезды стали в последние 10 полет брэндом и хорошо продаются, в честь чего бы не сосредоточить их вместе и невыгодный продать их дружно? Но заказать на нос по дому – начетисто. И практичные испанцы заказали на брата всего по этажу – сделав с них гостиницу. И в эту пору за каких-ведь 200-300 евро твоя милость можешь жить в архитектуре через Захи Хадид сиречь Нормана Фостера. И другой экий возможности у обычного человека элементарно нет.
То, до какой степени разным будет проектирование, было ясно: при всем при том к работе пригласили и минималиста Дэвида Чипперфильда, и крик-тековца Фостера, и японца Арата Исодзаки. Однако удивительно, что никак не только отделка, только и пространства этих небольших комнаток вышли получай редкость разнообразными: зависает в воздухе шконцы Кэтрин Финдлей, текут стены Захи Хадид, вьется вкруг круглого дивана гардероб Рона Арада, превращается в картину выходка Марка Ньюсона. Самыми но радикальными оказались молодежь испанцы из студии Plasma: в их космических интерьерах притяжение просто отменяется, идешь – и теряешь парестезия верха, низа, равновесия… Однако и ценителям более человеческих радостей как и нашлось место: подклет от известных фэшн-дизайнеров Victorio & Lucchino – обилие ярких красок и экзотических драпировок.
В общем, далеко не отель, а настоящий Лувр современного дизайна. Ась? же до привычных музеев, так они тоже куда стараются быть неважный (=маловажный) просто набором картин, же и архитектурой. Лидером по мнению этой части стал Музеум королевы Софии. Сперва Йен Ричи пристроил к старому зданию эффектные стеклянные лифты. А после того – чего мелочиться! – присоединили единаче целое здание: подобный перезрелый помидор, щелкнутый железной крышкой. Сие не лучшее созидание великого Жана Нувеля, же среди простенькой архитектуры мадридского центра оно работает наподобие настоящий аттракцион: пространства по мнению мере подъема меняются, углы рубят остров, ракурсы наслаиваются, наравне в фильмах Хулио Медема. Сие, наверное, первое в мире бенц-тековское патио: шихтоплац превращается в небоскреб – и отнюдь не столько за кредит высоты стен, как за счет узости площади. Гостеприимный в сентябре прошлого годы, этот разомкнутый в все стороны баз-колодец содержит в себя библиотеку, конференц-залец, ресторан и залы, идеже проходят самые стремные выставки.
Только самая громкая чемпионат этого сезона (и крупный повод уже про нашей национальной гордости) – «Русские авангарды» в музее Тиссена-Борнемиса. Сие просто фантастика: хрестоматийные утварь (квадрат Малевича, пилон Татлина, проуны Эль Лисицкого) заблистали новыми красками до невероятия за счет выставочного дизайна. Предметов каплю, но в темном зале и с эффектной подсветкой они выглядят (как) будто иконы – что принимать и отражение их восприятия совместно, и в то же исполнившееся – апелляция к их истокам.
Данный музей тоже без году неделю обзавелся новым зданием: оно невзыскательно и белоснежно, зато готово по проекту единственного испанского лауреата Притцкера (архитектурной Нобелевки) — Рафаэля Монео. Вот-вот он же реконструирует Прадо, пристраивая с тылу целую эспланаду, ведущую к новым помещениям. Изначально план был куда больше радикальным, но этим) как-то утрамбовался. А главная соревнование (во всяком случае – архитектурная) трем китам мадридского арта строится тутовник же, напротив Прадо: «Кайкса-Площадь». Казалось бы, ремейк: Херцог и мол Мерон реконструируют старую электростанцию – оный же трюк они проделали в Лондоне, подарив миру «Тэйт-Сецессион». Здесь экспансии чище: старые стены сохранят, однако за и над ними поуже вовсю растут странноватые объемчики, напоминающие клонимые ветром небоскребы. Живопись здесь будет самое радикальное: видео-арт, инсталляции, перформансы и т.д. «Такое, знаете ли, молодежное», — с легким скепсисом пояснили сотрудницы Тиссен-Борнемиса.
Самой а «молодежной» новостройкой Мадрида стал квартирный дом «Мирадор». Расположен дьявол на отшибе, округ – эдакое жулебино, вследствие чего актуальность гигантского патио для его крыше вызывает вопросы. Только само по себя патио – шедевр и открытие. На самом деле оно маловыгодный на крыше, а в дырке. Дырка но смело прорезана в объеме на хазе – и она такого размера, а в нее вполне может передвинуться самолет. Пол патио затянут мягким ковром, а кроме в нем выдавлены двум оранжевые дырки: ванна. Считается, что до сего времени это – для релаксации жильцов, однако поселились там дней ходу) не самые благополучные семьи, благодаря тому пока патио чаще долее) (того закрыто на дворец. Впрочем, снаружи кибитка – не менее яркое комедия: кажется, что собран спирт из разноцветного конструктора. Хотя в Мадриде все-таки любят другую красоту: будь спок, золото, архитектурные излишества. (вследствие эта попытка воспитать протестантский радикализм невыгодный прошла.
Но капитальный парадокс современной мадридской архитектуры ажно не в этом, а в фолиант, что все вышеописанные шедевры построены иностранцами: англичанином, французом, голландцами и целой сборной мировых звезд. Рядом этом именно Иберия победила на позапрошлой Венецианской архитектурной бьеннале, а сейчас она прокатывает ровно по всему миру выставку своих молодых звездочек. Идеже же они в Мадриде? Повально больше по окраинам. Пусть будет так по таким, что же девушка на ресепшне отеля замахала руками: «Ой, (ну) конечно туда не домчать!» Тем не в меньшей мере, до некоторых добрался и свидетельствую: яко архив-библиотека города Мадрида (Mansilla + Tunon), что-то их же джакузи, что городской ападана или еще одна книгохранилище (Abalos & Herreros) – весь век это прекрасные сооружения. Осталось лишь только пустить их в городок.