Российские железные дороги отправили в первый тестовый рейс плацкартный вагон с обновленным интерьером. Он отличается рядом значительных улучшений по сравнению со своим стандартным состоянием. Однако принципиальная конструкция вагона осталась прежней — иными словами, радикального прорыва в комфорте пассажиров пока так и не произошло, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Тестовым стал вагон 1990 года постройки, модернизированный на Тамбовском вагоноремонтном заводе. Он включен в отдельные рейсы поездов #19/20 Ростов-на-Дону — Москва и #11/12 Москва — Анапа под номером 7. Пока найти его в продаже можно лишь на считанное число дат.
Сейчас в работе находятся еще 4 вагона, а всего в текущем году такой ремонт с модернизацией пройдут 50 вагонов. Они поступят преимущественно в составы поездов южных маршрутов — в частности, к черноморским курортам. Пока в РЖД думают над специальным обозначением этих вагонов в системе «Экспресс», чтобы пассажиры могли определить такой плацкарт при покупке билета. В ближайшие недели «ловить» его можно лишь по номеру 7 в составе двух вышеупомянутых поездов, но лишь в некоторых рейсах — в среднем раз в 5 дней.
К сожалению, в РЖД решили пока сохранить порочную концепцию шестиместных плацкартных отсеков с точно таким же расположением полок, как и раньше. Это означает, что примерно половина пассажиров даже не смогут вытянуться во весь рост. Кроме того, ощутимо уже стал проход — разойтись в нем двум пассажирам не всегда просто (номинальная ширина прохода — 52 сантиметра).
В РЖД пока так и не решились пойти по пути азиатских производителей подобных вагонов. К примеру, в Таиланде, Малайзии и некоторых других странах полки в плацкарте располагаются только вдоль направления движения — это позволяет дать каждому пассажиру достаточно места как в ширину, так и в длину. Правда, это приводит к сокращению общего числа мест в вагоне примерно на 20-30%. Вероятно, нежелание сокращать число мест и стало причиной сохранения неудобной советской концепции плацкарта. По одной из популярных версий, стремление к максимизации числа мест в свое время диктовалось (а возможно, и до сих пор диктуется) военными, желавшими иметь вместительный вагон для переброски живой силы. Тем не менее через несколько лет прогресс возможен.
— Мы изучаем различные варианты решения проблемы коротких полок, в том числе и те, что используются в Азии, — заявил гендиректор Федеральной пассажирской компании Петр Иванов. — Мы уже попросили конструкторов Тверского вагоностроительного завода представить свои варианты, но пока они еще не решили эту проблему — ограничения габаритов сказываются. Возможно, через какое-то время мы и получим от них какое-то решение. Пока в этом году мы получим от ТВЗ традиционный плацкарт, но с увеличенным сервисным пространством — в частности, для этого будет использовано место, занимаемое сейчас нерабочим тамбуром. Там будут размещены автоматы продажи напитков и снеков.
Тем не менее в представленном в ростовском поезде модернизированном плацкартном вагоне размер полок увеличен на несколько сантиметров. Нижняя обычная полка осталась короткой (166 сантиметров), но ее ширина увеличилась на 2 сантиметра — до 62 сантиметров. Верхняя обычная полка прибавила по сантиметру в каждом измерении — до 167 в длину и 61 в ширину. Боковая нижняя стала чуть шире (175 в длину и 57 в ширину), а боковая верхняя добавила по 3 сантиметра в обоих измерениях (до 175 и 57 соответственно). Таким образом, более рослым пассажирам боковые полки подойдут лучше — если конечно они согласны смириться с большим беспокойством от снующих по проходу других пассажиров.
В остальном дизайн вагона также значительно улучшен, добавлено множество элементов комфорта. Это, в частности, шторки, позволяющие отгораживать любую полку от проходов и соседей, USB-порты у всех полок, электророзетки (только внизу по соображениям безопасности, по две с «купейной» и боковой сторон отсека), лунки под стаканы и бутылки на столах, небольшие стенки-разделители, которые можно использовать и как лестницы, мини-столик для пассажиров верхних полок «купейной» стороны отсека, индивидуальные яркие лампы для каждого пассажира верхних полок, мягкие и более удобные спинки у нижних полок.
В то же время значительно сокращено место для багажа пассажиров. Сокращение коснулось как пространства под нижними полками (там больше нет «рундука», а часть места занимает опора полки), так и «третьих» полок — они стали значительно уже и значительно ближе к потолку, и на них уже невозможно разместить громоздкий багаж. В то же время такое расположение «третьих» полок дает значительно больше пространства пассажирам верхних полок, которые в классическом плацкарте не могут сесть на полке и испытывают сложности почти с любым движением. В модернизированном плацкарте эта проблема практически устранена.
— Мы соберем отзывы пассажиров и тогда решим, стоит ли заказывать модернизацию других действующих плацкартных вагонов, — заявил Петр Иванов тремя месяцами ранее на выставке «Транспорт России». — Сейчас у нас из общего парка в 18 тысяч пассажирских вагонов — 7 тысяч плацкартных. Они будут постепенно требовать замены или реновации. Цена билета не изменится — тарифы в плацкартных вагонах регулируются государством.
Посмотреть подробную фотогалерею первого рейса модернизированного плацкартного вагона можно на странице Travel.ru в Facebook.